К основному контенту

О науке, которая помогает победить пандемию

 «Речь идёт не о том, чтобы предвидеть будущее, а о том, чтобы творить его»

© Дени де Ружмон


Сегодня я хотела бы рассказать как «заглядывают» в будущее, а если точнее, как делаются оценки рисков и соответствующие прогнозы, чтобы оценить реальное влияние COVID-19 на нашу ближайшую жизнь. Я постараюсь сделать это максимально легко и доступно. А если вам не хочется читать всю статью, то для вас я написала вывод сразу в первом абзаце:

Даже простые модели говорят нам о том, что многого не нужно, чтобы затормозить эпидемию, – на сегодняшний день (в момент написания статьи) в Эстонии необязательно полностью запирать себя в четырех стенах, достаточно уменьшить число контактов хотя бы на 20%, держать дистанцию и носить маску в закрытых помещениях. Если говорить об сокращении контактов, то самое действенное – уменьшить контакты с людьми, которые не входят в число наших ежедневных/обязательных контактов. Тем самым мы повышаем безопасность нашей семьи и наших коллег. А как следствие, наше государство может дольше функционировать без нового локдауна, а значит, и падения уровня жизни населения. Однако, если и дальше будет такой тренд, как сейчас, то перспектива локдауна станет все более реальной, увы.

Есть одно очень важное условие всех предлагаемых мер: мы должны действовать сообща. Нашим путеводителем через эту эпидемию должна стать солидарность. Самое важное сейчас – не дать взлететь экспоненте, которая упорно пытается это сделать.

Основной вывод статьи:


Из этой картинки видно, что на коэффициент репродукции воздействуют как факторы, на которые мы никак не можем влиять (например количество дней, когда человек заразен), так и факторы, на которые мы можем влиять (например число контактов, ношение масок и соблюдение дистанции). К чему, собственно, и идет призыв с самой весны.
Корабль уже здесь

Вообще, сидя дома под уютным пледом с чашкой горячего чая и смотря очередной блокбастер, я все больше понимаю, что это фантастическое фильм, такого не будет. Только в фильмах земляне могут сплотиться перед лицом общей беды. Но на деле, если прилетит инопланетный корабль с целью всех уничтожить, ему это сделать будет очень просто. Явственно представляю себе картину тех событий дома у абстрактной семьи:

- Вася, они здесь, они уже убили 3% населения нашей страны.
- И что? От онкологии и автокатастроф погибает больше людей, завари чаю.

Собственно картинка ниже об этом же: «корабль» уже здесь с 2019 года.



Коэффициент репродукции R - путеводитель и помощник

Давайте вернемся на землю. По сути, когда мы говорим о прогнозах, то к эпидемиологам и статистикам обращаются примерно с таким списком вопросов:

  • Что происходит?
  • Сколько зараженных?
  • Где присутствуют явные проблемы (разница по регионам/большие очаги заражения)?
  • Какие изменения во времени мы можем увидеть?
  • Где мы находимся по сравнению с другими странами?
  • Сколько тяжелых случаев (потребность в больницах/местах в интенсивной терапии, смерти)?
  • Куда мы движемся?
  • Как будет спрогнозирован дальнейший ход эпидемии?
  • Сколько человек может умереть?
  • Что мы можем предпринять?
  • Какой будет эффект от принятых мер?

Я попытаюсь очень кратко пройтись по некоторым из вопросов и рассказать о ситуации в Эстонии в принципе.

Начать придется с теории: с коэффициента репродукции R (первая картинка), который вы наверняка встречали много раз за последний год. Если говорить очень упрощенно: этот коэффициент описывает, скольких людей заразит один заболевший. Самое важное, что я хочу до вас донести, – это то, как нужно смотреть на этот коэффициент. Для начала возьмем теоретические данные:

Я хочу, чтобы на этом графике вы обратили внимание на разницу между показателями 1 и 1.1. Если R становится больше единицы, то это означает, что количество зараженных людей будет расти по экспоненте или, другими словами, как ядерная цепная реакция. Если же значение коэффициента R будет ниже единицы, то для нас это означает, что болезнь замедляет свое распространение, а то и вовсе может остановиться.

И вот теперь я хочу вам показать реальные данные по Эстонии:

Цветным закрашены случаи заражения по уездам за последние 60 дней. Самое важное, на что здесь следует взглянуть: как будет расти заболеваемость при R = 1.1, R = 1.2 и R = 1.3. Разница может достигать 400 новых случаев в день, то есть к середине декабря возможен сценарий, при котором будут заболевать более 1000 людей в день. Вот поэтому так важно сдерживать коэффициент репродукции R.

Повторю кратко вывод, который уже привела в начале статьи: важно комплексное применение мер: нужно и мыть руки, и держать дистанцию, и носить маски, и уменьшить число контактов. Тогда результаты появятся в скором времени. Помните, что все результаты проявляются с задержкой во времени, иными словами, если мы действуем сегодня, то результат будет ощутим через 1-2 недели, поэтому в вопросах эпидемии нужно действовать превентивно.

Дальше поговорим о прогнозах и реальных данных  

Прогнозы помогают не только в вопросах возможного числа заболевших, но и в том, какова будет необходимость в больничных местах и палатах интенсивной терапии для лечения людей со средней и тяжелой формой заболевания. Модели прогнозирования всегда строятся как на имеющихся данных, так и на предположениях. Чем больше нам (человечеству) известно о вирусе, тем более точные данные могут быть взяты в расчет и тем более точной будет модель. Например, сейчас уже можно построить модели, которые опишут частоту тяжелых случаев заражения, сколько времени проходит от момента заражения до момента попадания в больницу, сколько времени один пациент проводит в больнице, вероятность необходимости использования палаты интенсивной терапии, сколько один пациент проводит в палате интенсивной терапии, какова смертность и время до смерти. Для любознательных и усидчивых привожу ссылки на самые популярные методы, которыми пользуются ученые для составления прогнозов: SIR/SEIR и Monte-Carlo. Здесь же покажу результаты этих моделей (автор Доктор Mario Kadastik).

Давайте рассмотрим визуализацию модели, которая описывает необходимость больничных мер. На графике представлены различные варианты в зависимости от того, как будут действовать меры, принятые 24.11.2020, на момент принятия мер R = 1.2.

Обратите внимание на коэффициент R и на то, как меняется прогноз в зависимости от величины этого коэффициента. Мы делаем предположение, что меры начинают работать сразу, и в таком случае мы будем продолжать видеть рост числа пациентов в больницах в течение 1-2 недель. Эта модель подтвердилась на практике весной: максимальное число заболевших было зарегистрировано 1 апреля, примерно через две недели после ввода особого положения (eriolukord), после этого заболеваемость пошла на спад. Но при этом мы видели увеличение числа госпитализированных пациентов с 91 до 151 человека. Этот показатель начал падать только начиная с 12 апреля. Исходя из весенних данных, а также осеннего прогноза получается, что если сейчас госпитализированы чуть более 200 человек, то можно быть уверенным, что их число увеличится до 300-400 человек, даже при условии, что меры реально начнут действовать сразу и мы даже увидим небольшое снижение заболеваемости.


А вот еще два прогноза: а) необходимость в лечении в палатах интенсивной терапии и б) возможная смертность. Если сопоставить эти прогнозы с количеством мест в больницах, создается не очень оптимистичный прогноз: к середине декабря (или даже раньше в отдельных регионах) может возникнуть острая нехватка мест в больницах.

А)

Б)

Давайте теперь посмотрим на данные, которые имеются на сегодня. Ниже гррафики общей заболеваемости за последние 14 дней по уездам: на сегодняшний день (30.11.2020) лидируют Харью, Ида-Виру и Тарту.

 

В теории мы знаем, что чем больше заболевших, тем больше потребность в больничных местах. Именно это мы и видим на практике: больше всего сейчас (на момент написания статьи) нуждаются в больничных местах три уезда: Харью, Ида-Виру и Тарту.

Если говорить о тех, кто находится в больнице сейчас, то большую часть составляют люди более старшего возраста (50+). На графике отдельно приведены мужчины (зеленый столбик) и женщины (оранжевый столбик). В Эстонии тот же тренд, что и везде в мире: мужчины тяжелее переносят заболевание. На графике отображены только те люди, у которых проявлялись симптомы болезни. 

Если же на следующем графике сравнить возраст зараженных в период с 02.03.2020 по 22.11.2020, то видно, что вирусом стали чаще заражаться люди более молодого возраста. Этим объясняется и то, почему вирус распространяется быстрее, а также то, почему происходит меньше смертей. Вы можете увидеть, как идет уменьшение количества ярко-красных квадратиков в сторону увеличения синих слева направо. Кстати, такой график называется тепловая карта (heat-map).

На следующих графиках можно посмотреть распределение заболеваемости за последние 7 дней более детально. В Харью и Тарту больше зараженных среди детей относительно общего числа зараженных, а вот людей в возрасте 50+, наоборот, меньше. В Ида-Виру заболевшие люди в возрасте 50+ составляют больше половины от всех заболевших за последние 7 дней. Также в Тарту виден самый резкий рост заболеваемости. 







Еще один график: где мы находимся по сравнению с другими странами. На примере Великобритании видна результативность строгих ограничительных мер. 


И на десерт поговорим об эффективности мер, которые применяются для сдерживания эпидемии. В середине ноября в журнале Nature был опубликован большой разбор различных ограничений, которые применяются в разных странах. Исходя из этих данных видно, что самым эффективным ограничением является отмена встреч маленькими группами. Такой запрет помогает снизить R в среднем на 0.2-0.4. Нашей стране такого уменьшения R было бы уже достаточно. Перечисленные ограничения раставлены в порядке важности, первые восемь отмечены как самые действенные. Восьмым пунктом обозначена мера: Обучение и активное общение с обществом. Так что можно сказать, что и эта статья внесла небольшой вклад в победу над эпидемией.   

Я очень хочу, чтобы и наши самые худшие прогнозы не оправдались. Напоследок добавлю, что никто не может вам дать гарантию 100%, что именно такой прогноз реализуется полностью. Тем не менее иметь разные прогнозы всегда лучше, чем ничего – это практически единственный шанс заглянуть в будущее и лучше понять, к чему мы движемся и как избежать страшных ошибок ценой в человеческие жизни.

Доктор Первякова, Профессор Фишер и Доктор Попов

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Вакцины от коронавируса SARS-CoV-2. Как они устроены и так ли они страшны?

Вокруг вакцинации ходит множество слухов, страхов и откровенных фейков. Почему именно тема вакцинации вызывает такой ажиотаж – для меня тайна. Иногда эти страхи перекликаются между собой, иногда я вижу какие-то абсолютно обособленные новые теории заговора и новые мнения против вакцинации. Если пять лет назад главной темой отказа от вакцин был миф, что вакцины вызывают аутизм, то после разгромных научных исследований этот миф поутих, как мне кажется. Сейчас я не вижу какой-то стройной теории против прививок, скорее единичные и разрозненные антипрививочные комментарии, но зато их много, очень много. Тем не менее, очень многие люди пытаются разобраться в теме без конспирологических теорий. В этой статье я попытаюсь в этом помочь, приводя вам информацию из научных журналов и переводя ее на доступный язык. В своих видео здесь и здесь я рассказывала об общих принципах тестирования и приводила первичную информации о вакцинах, а в этой моей статье вы можете прочесть о развитии вакцин и клин

Все очень плохо (опять), но надежда есть, хотя и не так много.

 Добрый день, мои дорогие! Впервые пишу статью с таким тяжелым сердцем. Тревожно, тяжело, да в общем-то что скрывать, все плохо у нас сейчас в стране с ковидом. Есть ли какой-то шанс на скорое и светлое будущее? Определенно есть, но нам предстоит пройти еще через несколько месяцев тяжелого времени. Последние новости убавляют оптимизма, но что делать, надо нам из этого яблочка, в котором мы находимся, как-то выбираться.  Поэтому предлагаю сегодня посмотреть графики, которые нам подготовила профессор Криста Фишер и обсудить их. Вообще с Кристой мы знакомы давно, вместе работали в Geenivaramu, у нас были рядом кабинеты, мы много ездили на конференции вместе, поэтому не удивляйтесь, что с ней у нас идет такая кооперация. Графики местами очень нетривиальные, там скорее соединены два графика вместе, поэтому постараемся их проговорить более подробно. Напишу сразу и вывод: вакцины работают, но дельта-штамм нам ситуацию ухудшил сильно. Помогут ли вакцины? Да, но это уже не та палочка-выручалочк